Сюжет
Специальный проектclient
К главной

Тренды IT-образования: как сейчас учат IT-специалистов

О том, как изменилась сфера образования с появлением новых методик и концепций обучения, разбираемся совместно с бесплатной школой программирования от Сбера — «Школой 21»

В последние несколько лет наблюдается рост цифровизации и спроса на специальности в сфере информационных технологий. Частично этот подъем простимулировала пандемия, которая заставила многие предприятия перестроить свои бизнес-процессы в сторону онлайна. В 2022 году основное внимание было сфокусировано на развитии отечественной IT-индустрии, поэтому повысилась потребность в квалифицированных кадрах. В настоящее время в IT-сфере работают не менее 1,52 млн человек и спрос на профессионалов в этой области будет только расти. По заявлению Дмитрия Чернышенко в июне 2022 года, IT-индустрии требуется около 1 млн. специалистов. Уравнять баланс под силу системе образования, которая уже сейчас помогает будущим специалистам подстроиться под запросы рынка.

Примеры современных методик

В современном образовании стали чаще использоваться методики и концепции обучения, которые повышают вовлеченность студентов и учитывают особенности каждого из них. В мировой практике чаще всего встречаются несколько основных методик.

  1. Peer-to-peer («равный равному») или совместное обучение.В основе этой концепции лежит принцип объединения студентов в группы для совместной работы. Она улучшает внимание, вовлеченность и повышает эффективность обучения студентов. Обычно группа состоит из 3-6 человек. Каждый из участников играет определенную роль: наставника, ментора, партнера по проекту и т.д. Для достижения общей цели им необходимо взаимодействовать друг с другом: представлять идеи, обмениваться знаниями, учиться здоровой критике. Конечный результат будет достигнут только тогда, когда каждый из них успешно выполнит задачи, поставленные перед ним. В России такая методика используется, например, в «Школе 21». Участники, обучаясь по ней, лучше запоминают материал, приобретают навыки самопрезентации, прокачивают soft-skills.
  2. Перевернутый класс.Перевернутый класс — педагогический подход, при котором традиционные элементы занятия меняются местами. Основные учебные материалы изучаются студентами дома, а затем закрепляются в классе или аудитории. Основная цель этой методологии — оптимизировать время, которое студенты проводят в группе, посвятив его, например, разработке совместных проектов или работе над конкретными задачами. Методика «перевернутого класса» сейчас активно используется не только в общеобразовательных учреждениях. Например, в 2022 году в Боннской медицинской школе в Германии запустили специальный курс для студентов-медиков третьего курса и выше. Занятия по этой методике были направлены на повышение их знаний в области искусственного интеллекта.
  3. Геймификация.Геймификация использует элементы игры в неигровой среде. Например, разделение студентов на команды, сохранение результатов и вручение призов победителям — один из инструментов, повышающих вовлеченность студентов. Игры и соревнования поднимают настроение и заставляют нас чувствовать себя более сосредоточенными и вовлеченными. Независимо от предмета или возраста учащихся, геймификация может одинаково эффективно использоваться везде. Эта методика используется и на цифровых платформах для мотивации участников в процессе обучения. За выполненные задания студенты получают очки опыта и двигаются вперед — уровень за уровнем. Свои результаты они могут сравнить с итогами других участников, чтобы понять точки роста.
  4. VAK.VAK — метод, где студенты обучаются в зависимости от особенностей восприятия информации:
    • V — визуальный вид данных (фотографии, видео, диаграммы, графики и диаграммы).
    • A — аудио (устные презентации, подкасты или аудиофайлы).
    • K (kinesthetic) — тактильное усвоение информации (ролевые игры, процесс построения модели или диаграммы).
    Методика обучения VAK была введена в 1920-х годах, чтобы помочь детям с дислексией. Но со временем методика доказала свою эффективность и стала распространяться. Преимущества VAK оценили, например, в Агентстве по финансовой аккредитации (FAA), которое занимается предоставлением обучения организациям и частным лицам в сфере финансовых услуг. FAA использует этот метод, чтобы сделать обучение более точечным. «Учебный контент FAA разработан так, чтобы он был ориентирован на учащихся. Это мотивирует их погружаться в процесс и помогает развивать стремление к самообучению», — объяснила директор по исследованиям и разработкам FAA Сарала Маримуту.

Российский опыт применения методик

Интерес к современным методикам наблюдается не только в мировой практике. В России есть примеры успешного внедрения таких способов преподавания. Например, для обучения будущих айтишников применяются две методики одновременно: «равный равному» и геймификация. Объединить две концепции удалось «Школе 21». Фундамент методологии заключается в подходе peer-to-peer, про который все больше говорят в последнее время образовательные провайдеры.

Ключевая особенность подхода, благодаря которому выпускники «Школы 21» качественно отличаются от остальных соискателей при трудоустройстве, заключается в максимальной самостоятельности и автономности. Им дают задачу, но не подключают наставника, который может ограничивать варианты решений. В «Школе 21» установили, что внутри сообщества уже есть ценные компетенции и опыт, чтобы справиться с любой задачей. Никто не будет авторитарно выделять один источник знаний как единственно верный, вместо этого предоставят простор для исследовательской работы.

Сама методика peer-to-peer была выбрана неслучайно. В «Школе 21» ее ценят за безграничные возможности развития. Участники обучения могут почувствовать себя ответственными за выполнение задач, их воображение и ресурсы не ограничиваются, школа их лишь направляет, чтобы они вышли к одному из вариантов решений. Способность самообучаться, соблюдать дедлайны и принимать решения — бонусы, которые на собеседовании оценит hr-специалист. А с помощью геймификации участники обучения выстраивают развитие своих навыков как персонажи в игре: получают очки за выполнение проектов и командные активности. Игровой процесс интегрирован в образовательный и помогает участникам быстро и прочно вовлечься в учебу.

Освоить профессию из сферы IT (часто с нуля) — нетривиальная задача. В «Школе 21» выстраивают позитивную эмоциональную атмосферу обучения для участников. Школа также придерживается практико-ориентированного подхода в обучении. Это значит, что любой учебный проект мог бы быть (или был когда-то) настоящей задачей IT-специалиста в компании. Это помогает проецировать образовательный опыт на реальную жизнь.

Чтобы участники осваивали только те навыки, которые приблизят их к цели — успешному трудоустройству, в «Школе 21» любая программа проектируется в связке с бизнесом. Поэтому, во-первых, все эксперты (авторы контента) — практикующие специалисты. Во-вторых, на старте проектирования программ «Школа 21» уточняет у основных работодателей матрицы компетенций по этой предметной области: какие hard и soft skills они будут ожидать у своих будущих сотрудников в том или ином направлении. После разработки первой версии контента ее обязательно отправляют на тест участникам. На основе оперативной и честной обратной связи программа проходит процесс доработки.

Основные тренды офлайн-образования

Образование — это «живой» организм. Он меняется и подстраивается под существующую реальность. Проанализировав текущую ситуацию, можно определить основные тенденции офлайн-образования в ближайшем будущем.

Связь обучения и рынка

Обучение без прямой и очевидной связи с реальными задачами, без опоры на жизненный опыт, вероятнее всего, не заинтересует взрослого студента. Взрослые ученики ценят свое время и принимают взвешенные решения, когда поднимается вопрос, куда это время инвестировать. Поэтому, когда в «Школе 21» вносят изменения в образовательный контент, то сразу обращаются к ведущим технологическим компаниям за примерами реальных задач с применением целевых навыков.

Например, в «Школе 21» обучение могут пройти и руководители корпоративного и государственного сектора. Короткие интенсивы по методологии школы программирования с погружением в командные проекты на выходе помогают им не только говорить на одном языке с IT-командами, но и понимать ограничения и возможности технологий. В качестве итогового проекта на интенсивах корпоративных участников просят предложить решение для оптимизации существующего процесса с применением анализа данных. Участники могут сразу же связать суть учебных проектов и задач со своими зонами ответственности в работе и улучшить показатели бизнеса.

Образовательная среда — важная часть продукта

Когда в «Школе 21» разрабатывали дизайн образовательных решений, то сразу думали о контексте и среде, в которых участник будет получать образовательный опыт. Участник обучается не в вакууме — он взаимодействует со всеми элементами системы. Поэтому тщательно продумывается система поддержки и координации, эмоционального опыта, каждого касания участника с продуктом, чтобы все части процесса были обоснованы и несли в себе ценность.

Перед запусками интенсивов в «Школе 21» регулярно сверяются с проектной командой по чек-листам, чтобы ничего не упустить: чтобы на каждом компьютере было установлено необходимое ПО, чтобы логистика по кампусу была удобной и понятной, чтобы на платформе все было настроено в соответствии с задачей интенсива, чтобы участники знали, к кому и по какому вопросу обратиться.

Ответственность за результат — на студенте

Настоящая внутренняя мотивация в обучении возможна, когда важность обучения осознана самим студентом. «Школа 21» изначально не принимает на себя роль ведущего, сразу же передавая ее участнику образовательного процесса — он самостоятельно должен делать выбор среди возможных вариантов решений, расставлять приоритеты, управлять своим расписанием. Такая самостоятельность помогает в дальнейшем принимать ответственность за собственные решения и не бояться трудностей.