Сюжет
Специальный проектclient
К главной

Что мешает сменить профессию — семь основных преград

Многие люди мечтают получить новую специальность, но боязнь перемен им мешает. Изучаем, как современные методики обучения побеждают страхи желающих работать в IT-индустрии

Служба исследований HeadHunter провела опрос почти 8 тыс. соискателей. Эксперты попытались выяснить у респондентов, нравится ли им деятельность, которой они зарабатывают себе на жизнь. Выяснилось, что 55% опрошенных граждан хотят сменить не просто место работы, но и сферу деятельности. Больше всего такое желание встречалось среди студентов и начинающих специалистов, административного персонала и представителей высшего менеджмента. Меньше всего — у работников сферы искусства и массмедиа, IT, науки и образования, медицины и фармацевтики.

Сменить род деятельности можно в любом возрасте и цифры в паспорте не имеют большого значения. Главное препятствие, с которым могут столкнуться желающие, — собственные ограничения, стереотипы и предубеждения. Какие основные страхи встречаются среди тех, кто хочет найти себя в IT-индустрии?

Неподходящий склад ума

Деление на «технарей» и «гуманитариев» ученые уже подвергают сомнению. К тому же в IT-сфере множество профессий, в которых даже не потребуются глубокие навыки программирования, например, product-менеджер, project-менеджер, тестировщик. Благодаря развитию практик low-coding и zero-coding порог входа в сферу информационных технологий еще больше снизился. Желающим проявить себя в IT-индустрии помогут в инновационном проекте Сбера «Школа 21». Получить офлайн-образование и стать участником проекта может любой человек в возрасте от 18 лет. При этом для поступления не понадобятся результаты ЕГЭ, опыт работы, умение программировать и наличие другие дипломов.

На основном обучении участникам доступен востребованный IT-стэк: языки C, C++, Java, С#, Python, Go, SQL, инструментарий DevOps. После основного обучения участники проходят стажировку, которая является обязательным этапом в программе обучения. Далее участникам открываются направления, которые участники выбирают сами, среди них: мобильная разработка, кибербезопасность, робототехника, машинное обучение и анализ данных, архитектура ПО и многие другие направления.

Александр Федяков, директор «Школы 21»:
«Наша задача — помогать участникам находить любимую профессию в IT, делая это максимально комфортным и эффективным образом. Значительная часть наших ресурсов направлена на создание и совершенствование образовательного продукта, как с точки зрения контента, так и в части самой цифровой платформы. У нас получается действительно замечательный инструмент — удобный, гибкий и отзывчивый — по-настоящему клиентоориентированный и технологичный».

Обучение в «Школе 21» строится по методологии peer-to-peer или «равный-равному». Концепция помогает участникам раскрыть потенциал и творческие способности.

Александр Федяков:
«Участникам нужно работать в команде, меняться ролями, взаимодействовать. Поэтому в основе школы и лежит метод peer-to-peer — когда участник поочередно становится проверяющим и проверяемым. У нас нет обязательных расписаний — мы не говорим участникам, как именно им нужно дойти до решения, а лишь обозначаем, что они должны получить в результате».

Нехватка времени на учебу

В сутках всего 24 часа и очень важно уметь грамотно распределять время, чтобы совмещать учебу с другой деятельностью. Например, все участники образовательного проекта «Школа 21» обучаются по индивидуальному графику — кампусы школы работают круглосуточно. Учебная территория оснащена всем необходимым для комфортных занятий: переговорные, рабочие станции, игровые комнаты и зоны отдыха. Сейчас в России открыто 3 кампуса — в Москве, Казани и Новосибирске. В ближайшее время список пополнится: открытие запланировано в Сургуте, Великом Новгороде и Ярославле.

Отсутствие мотивации и интереса к учебе

Если только этот страх стоит между вами и новым образованием, то пришло время избавиться от него — на цифровых платформах все разработано так, чтобы участники были максимально вовлечены в учебный процесс. В «Школе 21» обучение происходит на базе собственной образовательной платформы полного цикла. Своих «фишек» там действительно много: с помощью нее участники обучения выполняют проекты, ведут коммуникацию друг с другом, планируют свой день, проводят и записывают проверки заданий.

Платформа полноценно интегрирована с GitLab (сервис поддержки совместной разработки). Что это значит? Участники «Школы 21» максимально приближены к действиям реальных программистов. «Во время выполнения группового проекта с командой, помимо того, что у каждого участника есть возможность перейти из платформы сразу в GitLab, они также могут создавать отдельные ветки участников и „пушить“ туда свой код. А потом команда собирает все свои наработки в ветке GitLab и объединяет их», — объяснила директор по развитию Ольга Калашникова.

Обучение на платформе дополнено элементами геймификации. Среди них: получение очков опыта и внутренней валюты школы, достижение уровней, взыскания. Развивая своего персонажа как в игре, участники лучше вовлекаются в учебный процесс и быстрее достигают результатов.

«Школа 21» развивает не только hard skills, но и soft skills. Так как все проекты участников имеют определенные дедлайны, необходимо грамотно рассчитывать свое время, чтобы закончить проект в срок. Участникам при выстраивании графика необходимо закладывать время на проведение взаимных проверок, что требует координации с графиками других участников. Так участники учатся планировать не только свое время, но и учитывать внешние факторы при планировании графика обучения. Для того, чтобы этот процесс был более удобным, школа обеспечивает участников удобными инструментами: календарем и картой профессионального развития. Календарь помогает организовать свое время, назначить встречи и увидеть слоты других участников. С помощью карты профессионального развития (project map) можно увидеть все предыдущие, текущие и будущие проекты. Там видны сроки сдачи для каждого проекта на протяжении всего обучения, поэтому можно заранее распределить нагрузку и сформировать оптимальный график.

Высокая стоимость хорошего образования

Сейчас, когда одни технологии, сменяются другими, важно оставаться в курсе изменений и улучшать свои навыки, изучая новую информацию. При этом для «прокачки» своих знаний и навыков не нужно выделять круглую сумму из семейного бюджета или брать кредит. Повысить свою квалификацию или сменить профессию можно и бесплатно.

Александр Федяков:
«Мы активно поддерживаем подход lifelong-learning и стремимся к тому, чтобы знания были доступными для каждого желающего. Нередко у людей есть сильная мотивация учиться, однако нет финансовых возможностей. Мы не хотим, чтобы это становилось преградой для тех, кто стремится реализовать свой потенциал и построить успешную карьеру».

Сложность трудоустройства

Представим, что этап обучения позади. Как заявить о себе потенциальному работодателю? Самыми громкими словами станут ваши проекты, над которыми вы трудились во время учебы.

В «Школе 21» используется проектное обучение. Суть подхода в том, что каждое задание — реальная задача, с которой сталкиваются разработчики крупных компаний. Также участники смогут сразу же применить новые знания на практике во время выполнения заданий. Так информация прочнее закрепляется и знания трансформируются в навыки лучше, чем во время традиционного обучения с продолжительным изучением исключительно теории.

По словам директора по развитию Ольги Калашниковой, в «Школе 21» фокус внимания направлен в сторону выстраивания взаимодействия школы программирования и работодателя, помощи участникам в самореализации и построении карьеры. На платформе есть карьерный трек — инструмент, который поможет не только определиться с карьерными целями, но и подготовиться к собеседованиям и комфортно адаптироваться к работе с новыми командами.

Карьерный трек на платформе полностью построен на методологии «Школы 21». Первый проект карьерного трека — самоопределение. Он нацелен на то, чтобы человек определился с карьерными целями и сформулировал свои ценности. Второй блок научит искать и анализировать вакансии, писать резюме, готовиться к прохождению собеседования. Третий блок посвящен первым дням в компании: как успешно работать в команде, как выстраивать коммуникацию с коллегами и начальством. В конце участники узнают, как строить карьеру на будущем месте работы.

Карьерный трек становится доступен в тот момент, когда участники заканчивают основной блок обучения и подходят к этапу стажировки. «Работодатели говорят, что наши выпускники в два раза быстрее адаптируются в компаниях. Это происходит потому, что в Школе участники приобретают огромный багаж soft skills. Их отличают фантастические навыки коммуникации, лидерства, способности к самообучению. Мы подумали, а что будет если мы начнём замерять эти мягкие навыки? Прямо сейчас мы разрабатываем инструменты тестирования, которые помогут сформировать „софтовый“ профиль каждого участника. Результаты анализа, с одной стороны, позволят понять, где вы есть. С другой стороны позволят наблюдать за прогрессом. И самое важное, что вы сможете сопоставить эту „паутинку“ с тем, что нужно рынку, и где есть ваши точки роста», — объяснила директор по развитию «Школы 21» Ольга Калашникова.

Также во время учебы каждый участник проходит обязательную стажировку — работает по своему направлению в течение 3-х месяцев. «Школа 21» уже более 4 лет готовит специалистов для IT-отрасли. За это время более 1800 участников получили работу в крупнейших компаниях и стартапах страны.

Низкая зарплата на старте

В настоящее время в IT-сфере работают не менее 1,52 млн человек и спрос на профессионалов в этой области будет только расти. По заявлению Дмитрия Чернышенко в июне 2022 года, IT-индустрии требуется сейчас около 1 млн. специалистов.

Закрыть потребности рынка помогут выпускники «Школы 21». Как показывает статистика, 95% учеников получают предложения о постоянной работе в той же компании, где проходили стажировку. Да и средняя заработная плата в IT-индустрии значительно выше других сфер даже на старте. Например, инженер по ручному тестированию в среднем получает ₽75 тыс., системный аналитик — ₽150 тыс., фронтенд-разработчик — ₽150 тыс., бэкенд-разработчик — ₽165 тыс., архитектор ПО — ₽285 тыс.

Сложность выхода из зоны комфорта

«Мне уже больше 50 лет», «Я мама в отпуске по уходу за ребенком», «У меня есть только аттестат о школьном образовании». Если одно из этих предложений отражает ваш страх получения востребованного образования, то у нас есть хорошие новости. Этот барьер преодолим. В «Школе 21» понимают, что не все могут позволить себе очное продолжительное обучение, поэтому географию аудитории, которой можно помочь с карьерой в IT, расширяют. Для этого всю методологию воссоздали в онлайн-формате.

За 2022 год «Школа 21» уже обучила участников в двух социальных проектах: i-can.pro в партнерстве с todogood и «Содействие занятости» в партнерстве с Томским государственным университетом. Обучение требует серьезных временных инвестиций (около 20 часов в неделю), но интенсивность погружения позволяет за относительно сжатые сроки достигать образовательных результатов (80% отмечают, что достигли целей, которые сформулировали на старте). Образовательная платформа с геймификацией и продуманная система сопровождения помогают вовлечься в дистанционное обучение и выстроить удобный график освоения материала.

Для государственного проекта «Содействие занятости» были разработаны две программы обучения IT-специальностям: «Специалист по работе с данными» (Data scientist) и «Тестировщик цифровых продуктов» (QA-инженер). Попробовать себя в новой профессии могли граждане России со средним профессиональным или высшим образованием, в том числе женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, в возрасте до трех лет, граждане в возрасте от 50 лет и не только. По итогам обучения каждый участник получил диплом о профессиональной переподготовке от Томского государственного университета.

Рисковать стабильностью в своей жизни действительно тяжело. Но известный бизнес-тренер Джим Лоулесс в своей книге «Иди туда, где страшно. Именно там ты обретешь силу» однажды написал, что не нужно бояться действовать уже сегодня — время ограничено. Не планируйте перемены, а начинайте их осуществлять.